Бог, Который подружился с наркоманом
О таких людях говорят, что у них есть только два выхода: первый - смерть, второй - психиатрическая лечебница. В Украине 80%
инъекционных наркоманов больны СПИДом. Причина - "один "баян" на всю тусовку". Бороться с наркоманией просто невозможно. Наркомана исправит только смерть. Так говорит сегодняшняя пресса. Так говорит сегодняшнее общество.
Что или кто в силах помочь наркоманам, если для врачей они всего лишь "пациенты", для стражей порядка - люди,
проходящие по 229-й статье, а для общества - "неразрешимая социальная проблема".
"Никто и никогда не может освободиться сам," - говорит герой нашей
статьи Юрий Чумак. Он из числа "бывших", которых вообще-то по логике вещей быть не может.
- Сначала несколько слов о себе.
- Прожил в Херсоне до 26 лет, а затем переехал в Крым как миссионер для служения Богу.
- А что было в течение этих 26 лет?
- Много чего. Я очень рано женился. Долго пытался стать специалистом в области компьютеров, но толком ничему не научился, а диплом свой получил чуть ли не за бутылку водки. Затем хотел стать художником, но на середине учебы бросил - в общем, сплошная неудовлетворенность. Были проблемы с наркотиками. Первый раз я их попробовал в 14 лет, когда кто-то из знакомых "притащил" марихуану (ее еще называют конопля, анаша или "травка").
- Я часто слышал, что конопля - это не наркотик. Мои знакомые говорили, что наркоманы - это те, кто колется, а конопля не вреднее обычных сигарет.
- Есть такие понятия - тяжелый наркотик и легкий наркотик. Так вот, конопля - это легкий наркотик. Сейчас много ведется разговоров насчет легализации легких наркотиков. Считается, что "трава" особого вреда не приносит, людей ведь не убивает. Но это не так. Дело в том, что основное вещество, действующее в конопле - тетрагидроканабинол, сокращенно ТГК. Любой врач скажет, что ТГК имеет свойство скапливаться в мозгу и очень плохо выводится, просто очень медленно. У человека, регулярно курящего анашу, происходит накопление ТГК - это бомба замедленного действия, и в один "прекрасный" день она взорвется. У человека могут возникнуть галлюцинации и любые другие психические расстройства. Проблема вся в том, что официальная медицина рассматривает наркоманов как людей больных физически в первую очередь, а уж потом как людей зависимых, страдающих душевной болезнью. Врачи говорят о душевной болезни, но сами не до конца понимают, что такое дух, что такое душа.
- С точки зрения наркомана, что такое зависимость?
- Наркозависимость - это своего рода одержимость. Практически каждый наркоман, а особенно тот, кто "сидит" на опиуме или маке, хочет бросить, но не может. Правда, можно снять ломку. Например "спрыгнуть", когда сезон заканчивается, и мак начинает дорожать. Многие наркоманы так и делают, когда уже не остается ни денег, ни сил. Они проходят какое-то состояние ломки - неделю или полторы, а потом все нормально до следующего сезона. То есть физическая зависимость снята, но остается духовная, врачи ее определяют как эмоциональную зависимость. Другими словами, человек, который хотя бы раз почувствовал состояние эйфории, ощущает потребность вернуть это состояние, но, увы, это невозможно. Он никогда не сможет достичь того, что было в первый раз.
- А как с тобой было, ты пробовал бросить?
- Да, меня хватало на 6-8 месяцев.
Как долго ты употреблял наркотики?
- Регулярно начал с 15 лет. Это была марихуана. Помню, покурил, никакого удовольствия не получил. Была заторможенность и ощущение потери, потери чего-то, что вернуть никогда не сможешь. И так было обидно!.. И хотя первый опыт меня не впечатлил, я стал это делать регулярно. Особенно в школе. У наркоманов есть своя градация: одни курят, другие употребляют только тяжелые наркотики, а кто-то специализируется только по психостимуляторам. У меня же был слишком "расширенный круг интересов". Диагноз, который мне ставили, был полинаркомания - все, много и прямо сейчас.
- На твой взгляд, какая самая "подходящая" среда для того, чтобы в первый раз попробовать "зелье"?
- Новички часто приходят "за компанию". Это в школе, или на какой-то "тепленькой" вечеринке, где предлагают. Часто у многих на этом все и заканчивается. Слава Богу, они понимают опасность и отказываются. Но есть люди, которых обстоятельства или давление компании заставляют попробовать еще и еще раз.
- Что могут реально сделать родители, заметившие у своего сына или дочери проблемы с этим? Как известно, у славян любой способ решать проблемы - общение на повышенных тонах, но, думаю, что криком делу не поможешь?
- Все, что могут сделать родители - молиться в первую очередь и просить у Бога, потому что никто и никогда не может освободиться сам. Зная, что я - бывший наркоман, меня часто приглашают матери и жены. Они думают, что у меня есть какие-то особенные слова. Но на самом деле я прихожу и вижу человека один на один с серьезной духовной проблемой, словами помочь ему невозможно. Я могу рассказать только о своем опыте, что только Бог может освободить, как это и получилось со мной.
- Что было для тебя первым поворотным моментом к нормальному образу жизни?
- Для меня это была боль. В один из дней, утром после длительного приема психостимуляторов, я понял, что нужно потихоньку спрыгивать, дело дошло уже до критической точки. Это было на второй или третий день после моей свадьбы. У меня была заначка, я покурил "травку", начались боли, я потерял сознание, и жена вызвала "скорую". Существует правило: наркоманов в состоянии ломки - абстиненции - больница не имеет права принимать, поэтому мне пришлось ждать специальную бригаду. Меня осмотрели и ушли, а я остался один. Краем уха я услышал разговор врача и Татьяны - моей жены. Он спросил:
- А вы давно женаты?
- Недавно.
- Жаль, хочу, чтобы для вас это не было шоком, возможно, он умрет.
Я поворачиваюсь к окну и вижу людей, идущих по улице. Я смотрю на них и понимаю: я умру, а им все равно - есть я или нет. Во мне это вызвало не страх, а ненависть, я даже испугался. Я тогда понял, как ненавидит дьявол, без причины, ни за что. Потом вдруг появилась жалость к самому себе, а потом приехали люди со специального отделения.
- Насколько эффективно лечение в подобного рода "отделениях"?
- Чушь! Меня лечили в Москве в институте Склеифасовского, затем на "Канатчиковой даче" - все это ерунда, курсы повышения квалификации для наркоманов. Я помню, вышел с "Канатчиковой дачи" с толстенным "талмудом" - что усиливает "тягу", что перебивает ее, что нужно мешать, чтобы получить такой-то эффект. Плюс ко всему, пациенты в таком отделении продолжают колоться, хоть там и ходят санитары с дубинками.
- Несет ли состояние ломки реальную угрозу для жизни?
- В некоторых случаях да, все зависит от того, насколько долго человек принимает наркотики и насколько сильная доза. В последний раз, когда я был в больнице, привезли парня из Берислава. У него было как раз такое состояние. Ему хотели уколоть реланиум, но не нашли ни одной вены.
__ Как закончился твой последний день в лечебнице?
- Я злился, орал, матерился; меня закрывали в поднадзорную палату. И вот в таком состоянии я впервые в жизни почувствовал, что есть кто-то рядом со мной, кого я не вижу, кого я не могу схватить и ударить, и кто получает немыслимое удовольствие от того, что я мучаюсь. Я нахожусь практически в аду, а кому-то это доставляет радость.
Первый, в кого я уверовал - это дьявол. Я перепугался, и в этот момент произошла вещь, которую я до сих пор не могу объяснить. Была какая-то бабушка. Ни до этого, ни после я ее там не видел. На ней был белый халат. Я думал, что она была из персонала, но так и не смог ее найти.
Я был в бешенстве, я не мог уснуть, я бегал. Она сумела каким-то образом усадить меня на кровать, затем уложить смогла. Она гладила мою руку, и через некоторое время до меня дошел смысл ее слов. Она говорила примерно следующее: сынок, никто не виноват, что ты в таком состоянии оказался, ты сам это выбрал, кого теперь винить. Я понимаю, что тебе плохо, но ведь Бог есть, просто попроси у Него прощения. Просто попроси и Он услышит. И даже если ты умрешь, то со спокойной совестью. И если ад есть, ты туда не попадешь, потому что Бог тебя простил. Я помолился с женщиной, попросил прощения и когда я сказал "аминь", тут же уснул. В этот момент я получил освобождение. Это сравнимо с водопадом, к которому тебя сносит быстрое течение. Ты гребешь изо всех сил, ты выбиваешься из сил и вдруг слышишь голос: "Брось весла", - голос настолько властный, что ты их бросаешь и после этого замечаешь, что работает мотор. Ты медленно удаляешься от водопада. Утром, когда я проснулся, ломка продолжалась. Болела голова, суставы; насморк, но внутри мир, ненависть ушла, пришло спокойствие, и я знал, что буду жить. После этого я больше не употреблял наркотики. Самое интересное, что, когда я обращался за помощью к Богу, я представлял себе Христа, хотя я не знал о Нем ничего абсолютно.
- Ты уверен, что это был Христос? Может, это был Кришна или Будда?
- Я тоже так поначалу думал: Бог один, просто по-разному называется. Я честно прочитал "Бхагават-Гиту как она есть", пытался читать Коран. Прочитал даже такую ерунду как "Космологическая концепция Розенкрейцера". Я видел много человеческой мудрости, но понял, что не может Бог одним народам говорить "не кради", а у других он сам в воровстве участвует.
- У каких народов?
- У кришнаитов есть такая история, когда Кришна воровал простоквашу у своих соседей, и таких примеров много.
- Как друзья отнеслись к перемене, произошедшей с тобой?
- Многие с иронией. Допустим, встречаю на улице человека, он по привычке протягивает мне пачку сигарет. Я отказываюсь. Он спрашивает: "Скажи, как это тебе удается, как ты бросил?" Я отвечаю: "А ты поверишь, если я скажу?"
- А я знаю, что ты хочешь сказать.
- А я знаю, что ты хочешь ответить.
Самая интересная вещь была, когда однажды пришел ко мне друг. Сел напротив и глядя мне прямо в лоб сказал:
- Скажи мне, только честно, ты не куришь?
- Нет.
- И не колешься?
- Нет.
- И не пьешь?
- Нет.
- А что же ты делаешь?!
Да, кто-то воспринимает, кто-то нет, но каждый из них видит свершившийся факт, никто не может сказать, что в моей жизни ничего не произошло.
- Если есть желание помочь, как нужно разговаривать со страдающими наркозависимостью?
- Нужно иметь любовь к этому человеку. Не имея любви, вы не сможете перенести его выходки. Наркоман - это эгоист. Он центр своей вселенной и старается все закрутить вокруг себя. Если ему нужны деньги, он не постесняется использовать папу, маму, своих соседей. Когда вы приходите с желанием помочь, вы тоже становитесь частью его мира, и он вас тоже попытается использовать. А когда увидит, что у него не получается обобрать вас, он будет пытаться вас унизить, будет орать, может, даже драться. Готовы ли вы это терпеть до конца и каждый раз принимать его? Это большой труд. Самое главное - стать такому человеку другом и молиться. Не бросать молитву, если ваш подопечный "ушел в пике" уже в 154-й раз. Когда-нибудь Бог специально заточит ситуацию так, что не будет куда деваться, как это было со мной.